В декабре 2021 года Минцифры России опубликовало проекты постановлений Правительства, в которых определило порядок и объем предоставления данных о рекламе, размещаемой в Интернете, в Роскомнадзор. Эксперты АКАР на встрече с представителями регулирующих органов государственной власти и участников рекламной отрасли обсудили, какие риски и возможности для индустрии несут новые нормы. Соответствующая информация опубликована на сайте Ассоциации коммуникационных агентств России.
23 декабря в рамках круглого стола представители АКАР, Роскомнадзора, Минцифры, ФАС, рекламных агентств и “Яндекс” обсудили вопросы реализации новой нормы ФЗ “О рекламе”, определяющий порядок учета рекламы, распространяемой в Интернете. Согласно новым нормам с 1 сентября 2022 года Роскомнадзор будет осуществлять учет, хранение и обработку информации о распространенной в интернете рекламе, в том числе сведений о рекламодателях и рекламораспространителях такой рекламы, операторах рекламных систем — компаний, предоставляющих услуги по размещению рекламы на интернет-площадках, которые принадлежат третьим лицам. При этом правила не распространяются на операторов социальной рекламы.
Как отмечают в ведомстве, вводимая мера должна обеспечить равные условия ведения бизнеса для всех компаний в сфере создания и размещения Интернет-рекламы. Однако по мнению участников рекламного рынка новая модель регулирования повлечет за собой серьезные изменения политики конфиденциальности информации. Вводимые нормы позволят отслеживать стоимость размещения рекламы в Интернете, а также цену договоров на оказание данных услуг. С учетом этого необходимо исключить любые риски, связанные с разглашением коммерческой тайны.
Эксперты “Русбренда” считают, что компании, которые инвестируют в рекламу и экономику страны, хотели бы понимать эффективность своих вложений. И по мнению Алексея Поповичева, Исполнительного директора “Русбренд”, подзаконные акты не должны ограничивать возможности предпринимателей достигать своих аудиторий, не должны сдерживать рынок, а работать на выявление нелегальных игроков и помогать добросовестным.
Согласно ст.18.1 ФЗ “О рекламе” обязательства по сбору, обработке и подаче сведений в единый реестр будут возложены на операторов рекламных данных, которые обладают высокотехнологичной инфраструктурой. Регулятор стремится к тому, чтобы облегчить процесс консолидации данных и сделать этот опыт более бесшовным и автоматизированным. Однако, как отметили представители индустрии, ОРД не может модерировать данные о рекламе, о совершаемых сделках, о рекламодателях и рекламораспространителях.
Поэтому Сергей Пискарев, Президент АКАР, Председатель Комитета по предпринимательству в сфере рекламы ТПП РФ, и Антон Качанов, Руководитель группы правового сопровождения Яндекс, обозначили необходимость дополнить документ более подробной и полной информацией о порядке исполнения вводимых норм, чтобы помочь операторам рекламных данных адаптироваться к новой системе работы.
Владимир Логунов, заместитель главы Роскомнадзора: “Наша задача — начать включать в диалог как можно больше активных участников и пригласить их формировать эту систему вместе. Мы стремимся разработать этот инструмент в интересах игроков рынка”.
Сергей Пискарев считает, что новый инструмент позволит повысить прозрачность цепочки прохождения денег от рекламодателя до площадки: “Индустрии необходима новая система измерений. Без нее оценить эффективность рекламных инвестиций невозможно. На сегодняшний день активность отрасли при обсуждении законодательных актов действительно высока, и важно вести диалог с игроками уже сейчас. В документе есть некоторые положения, которые требуют уточнения и детализации. На наш взгляд, новое регулирование не должно сокращать возможности коммуникационного воздействия в интернете и негативным образом влиять на размещении рекламы в сети. АКАР как ведущее профессиональное сообщество с высоким уровнем экспертизы готова содействовать в совершенствовании законодательства”.